Образование

Содержание образования в образовательной организации
В МБОУ «Малодорская СОШ» реализуются основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Описание основных образовательных программ

Основная образовательная программа дошкольного образования 

Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малодорская средняя общеобразовательная школа» Структурное подразделение Детский сад «Радуга» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с учетом авторской комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарововй, М.А.Васильевой, 2015 г.изд.).
Цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. 
Цели программы достигаются через решение следующих задач: 
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. 
Целевой раздел раскрывает цели и задачи Программы, принципы и подходы к её формированию, а также планируемые результаты освоения Программы. 
В содержательном разделе Программы представлены: 
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- взаимодействие взрослых с детьми и педагогического коллектива с семьями дошкольников; 
- содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. 
Организационный раздел Программы раскрывает условия реализации образовательной деятельности, которые необходимы для достижения целей Программы: 
– психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия; 
– особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
– особенности планирования образовательной деятельности; режима дня и распорядка дня. 
Программа принимается на заседании Педагогического совета СП д/с «Радуга», утверждается директором МБОУ «Малодорская СОШ». Изменения в Программу могут вноситься по мере необходимости, но не чаще, чем 1 раз в год. Изменения в приложения - по мере необходимости. 

Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. 
Содержание основной образовательной программы отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. 
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 
Содержательный раздел программы начального общего образования включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: 
– рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
– рабочую программу воспитания. 
Организационный раздел программы начального общего образования определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:
–  учебный план;
– план внеурочной деятельности;
– календарный учебный график;
– календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся МБОУ «Малодорская СОШ», а также в которых МБОУ «Малодорская СОШ» принимает участие в учебном году или периоде обучения;
– характеристику условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 
МБОУ «Малодорская СОШ», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
– с Уставом ОО и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в МБОУ «Малодорская СОШ»;
– с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МБОУ «Малодорская СОШ». 
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. 
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач: 
— формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; 
— обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; 
— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; 
— обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; 
— достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ); 
— обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; 
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; 
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности; 
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; 
— использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; 
— предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). 

Основная образовательная программа основного общего образования  

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: 
— достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; 
— становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации МБОУ «Малодорская СОШ» основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: 
— обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в том числе единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования; 
— обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; 
— обеспечение вариативности содержания образовательных программ основного общего образования, возможности формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);
— обеспечение государственных гарантий получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения; 
— формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;
— сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации; 
— обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного основного общего образования; 
— обеспечение благоприятных условий воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья; 
— формирование навыков оказания первой помощи, профилактики нарушения осанки и зрения; 
— освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций; 
— развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; 
— уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе; 
— формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; 
— обеспечение разумного и безопасного использования цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование; 
— обеспечение единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания; 
— обеспечение личностного развития обучающихся, в том числе гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания; 
— развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление; 
— взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования, с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями;
— формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее; 
— развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности; 
— применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач; 
— обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности; 
— обеспечение специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей. 

Основная образовательная программа среднего общего образования 

Целями реализации ООП СОО являются: 
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; 
- достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья. 
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач: 
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся; 
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; 
- обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования; 
- обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО); 
- обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность; 
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; 
- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; 
- развитие государственно-общественного управления в образовании; 
- формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Реализуемые основные образовательные программы
Код Наименование программы Численность лиц, обучающихся за счет бюджета Число вакантных бюджетных мест Численность лиц, обучающихся по договорам Число вакантных договорных мест Языки образования (обучения) Файл программы Файл описания программы
1 Дошкольное образование РусскийСкачать
2 Начальное общее образование РусскийСкачать
3 Основное общее образоавние РусскийСкачать
4 Среднее общее образование РусскийСкачать
Реализуемые дополнительные образовательные программы
Код Наименование программы Численность лиц, обучающихся за счет бюджета Число вакантных бюджетных мест Численность лиц, обучающихся по договорам Число вакантных договорных мест Языки образования (обучения) Файл программы Файл описания программы
1 Дополнительное образование
10 Дополнительное образование
11 Дополнительное образование
12 Дополнительное образование
2 Дополнительное образование
3 Дополнительное образование
4 Дополнительное образование
5 Дополнительное образование
6 Дополнительное образование
6 Дополнительное образование
8 Дополнительное образование
9 Дополнительное образование